Карта территориальных органов Ространснадзора

Центральный федеральный округ

Правила или рекомендации

Правила или рекомендации 

1. Правила или рекомендации

Ответственность за обеспечение безопасности полетов и защиту населения от воздействия опасных авиационных факторов несут ведомства гражданской авиации. Эксплуатанты воздушных судов, независимо от того, являются ли эти воздушные суда пилотируемыми или беспилотными, также несут ответственность за безопасность эксплуатации. На фоне стремительного роста индустрии производства и использования БАС возникли новые проблемы, которые ранее в традиционных рамках нормативной авиационной деятельности не рассматривались. До начала разработки какой-либо нормативной основы, регламентирующей эксплуатацию БАС, регулирующему органу следует осознать и оценить текущее положение дел в области БАС в его государстве.

 

2. Какова степень детализации или охвата?

Результатом стремительного роста индустрии разработки и применения БАС стали существенные многогранные проблемы, с которыми столкнулись государства при выполнении возложенного на них мандата и удовлетворении потребностей и ожиданий отрасли. К числу этих проблем относятся:

  • управление ожиданиями отрасли БАС;

  • реализация нормативных проектов в установленные сроки;

  • оказание поддержки созданию испытательных полигонов для проведения научных исследований и разработок с использованием новых технологий;

  • предоставление эксплуатантам учебных материалов на мероприятиях, посвященных БАС;

  • ускорение процесса согласования деятельности с международными партнерами;

  • разработка учебных и инструктивных материалов по эксплуатации БАС;

  • укрепление взаимоотношений с другими государственными агентствами и определение их соответствующих функций;

  • задействование юридических полномочных органов, позволяющее расширить возможности правоприменения с привлечением правоохранительных органов.

 

3. Что вносится в правила или исключается из них?

Нормативному органу следует определить ключевые проблемные области и правила, поддающиеся эффективному внедрению. Государственные правила должны охватывать все виды операций, выполняемых БАС в национальном воздушном пространстве, с тем чтобы обеспечить сопоставимость нормативной базы с действующими авиационными правилами и правилами других секторов. Это должно охватывать:

  • частотный спектр – многие государства регулируют использование изделиями полос частот; к числу таких изделий может относиться линия контроля и управления (C2);

  • перевозку опасных материалов;

  • права собственности на землю/владельцев имущества/законы о нарушении права владения собственностью;

  • уголовные кодексы;

  • соображения таможенного и иммиграционного характера;

  • эксплуатационную безопасность изделия – БАС, изготовляемые в качестве игрушек/ электронных устройств.

 

4. Подход, основанный на оценке риска/система управления безопасностью полетов (СУБП)

В рамках основанного на оценке риска подхода к регулированию БАС можно рассмотреть два основных вида риска: риск нанесения БВС телесных повреждений со смертельным исходом или риск нанесения ущерба имуществу на земле и столкновения БВС с другим пользователем воздушного пространства на любом этапе полета.

 

Оценка риска потребует учета влияния эксплуатационных факторов сложности, включая размеры воздушных судов, местоположение, высоты, классификацию воздушного пространства и сложность выполняемых полетов, дневные/ночные условия и возможные меры по уменьшению рисков. Например:

  • Размер и физические характеристики БВС (масса и материалы) могут оказать влияние на вероятность нанесения воздушным судном телесных повреждений людям, ущерба имуществу или повреждения другого воздушного судна.

  • Близость к аэродромам или зонам ограничения полетов/сегрегированному воздушному пространству может увеличить вероятность столкновения с другими пользователями воздушного пространства.

  • Выполнение полетов в густонаселенных районах или районах с высокой плотностью воздушного движения может увеличить вероятность нанесения телесных повреждений людям и потери управления по причине частотных помех, потери сигнала GNSS или влияния других факторов.

  • Рабочие высоты и/или классификация воздушного пространства могут повлиять на вероятность столкновения с другими пользователями воздушного пространства.

  • Сложные задачи, возлагаемые на пилотов, или сложные условия эксплуатации могут также увеличить вероятность инцидента или авиационного происшествия.

 

Диапазон мер по уменьшению рисков может охватывать технические характеристики БАС (цветовые схемы, обеспечивающие заметность, или проблесковые огни, повышающие видимость), квалификацию внешних пилотов, эксплуатационные процедуры или требования эксплуатантов (СУБП, руководства и т. д.).

 

СУБП ИКАО (pdf)

 

5. Категории

5.1 Категория незначительного риска

Согласно рекомендации, полеты на основе конкретно определенных условий можно выполнять без разрешения, требуемого нормативным органом. Ниже приводятся конкретные примеры таких полетов:

  • визуальные полеты в пределах прямой видимости (VLOS), выполняемые только в дневное время и в визуальных метеорологических условиях (ВМУ);

  • полеты, выполняемые на установленном расстоянии от людей, зданий и аэродромов;

  • полеты, выполняемые на предписанной максимальной высоте над уровнем земли (AGL);

  • полеты, выполняемые в неконтролируемом воздушном пространстве, в котором отсутствуют какие-либо ограничения;

  • воздушные суда выполняют полеты с учетом конкретных ограничений летно-технических характеристик, например, по массе, скорости, предельной высоте, скорости набора высоты и снижения.

5.2 Регулируемая категория минимального риска

Эта категория полетов может, например, включать в себя визуальные полеты БВС в пределах прямой видимости (VLOS) и использование БВС, обладающих незначительным весом или малой кинетической энергией, а также незначительными возможностями для перевозки коммерческой нагрузки. Маловероятно, что полеты БВС этой категории приведут к фатальным последствиям или нанесению тяжких телесных повреждений людям на земле, поэтому их регулирование будет осуществляться в меньшей степени, хотя для защиты других пользователей воздушного пространства потребуется ввести некоторые эксплуатационные ограничения, например, ограничения по абсолютной высоте. По всей вероятности, внешние пилоты должны обладать базовыми авиационными знаниями, а на БВС могут распространяться требования к обеспечению опознавания и передаче донесений, особенно до входа в контролируемое воздушное пространство.

5.3 Регулируемая категория приемлемого риска

В эту категорию могут, например, входить полеты VLOS, выполняемые более крупными и/или более тяжелыми воздушными судами, способными нести большую коммерческую нагрузку, и эксплуатация которых может привести к фатальным последствиям или нанесению телесных повреждений людям на земле или другим пользователям воздушного пространства. В этом случае потребуются более жесткие нормативные требования, предусматривающие введение эксплуатационных ограничений, в частности ограничений на использование воздушного пространства, высот, воздушной скорости, близости к аэродромам и загруженным/густонаселенным районам. Внешние пилоты должны обладать базовыми авиационными знаниями, а на БВС могут распространяться требования об обеспечении простого опознавания и передачи донесений. С принятием соответствующих мер предосторожности к этой категории можно отнести выполнение полетов BVLOS в более сложных условиях, например, в контролируемом воздушном пространстве, над густонаселенными районами и на аэродромах или в непосредственной близости от них. Такие полеты потребуют принятия серьезных мер по снижению риска, например:

  • эксплуатанты должны иметь соответствующую структуру управления, обеспечивающую безопасность выполнения полетов, или государство может принять решение о выдаче сертификатов эксплуатанта ДПАС;

  • может возникнуть необходимость в выдаче свидетельств внешним пилотам, включая соблюдение ими требований к успешному прохождению практической подготовки, проверке знаний, прохождению специального медицинского освидетельствования и минимальному возрасту;

  • для выполнения полетов БАС должны поддерживаться в работоспособном состоянии и на них могут распространяться стандарты проектирования или другие требования к сертификации летной годности;

  • может возникнуть необходимость в регистрации воздушных судов, нанесении на них опознавательных знаков и выдаче владельцу сертификата о регистрации;

  • эксплуатационные правила, применимые к этой категории, могут быть масштабными.


Дата последнего изменения 25 апреля 2019 10:14