Карта территориальных органов Ространснадзора

Центральный федеральный округ

Повествовательный раздел

1. Исходная информация и общие рекомендации 

1.1 Ознакомление с положением дел

Ответственность за обеспечение безопасности полетов и защиту населения от воздействия опасных авиационных факторов несут ведомства гражданской авиации. Эксплуатанты воздушных судов, независимо от того, являются ли эти воздушные суда пилотируемыми или беспилотными, также несут ответственность за безопасность эксплуатации. На фоне стремительного роста индустрии производства и использования БАС возникли новые проблемы, которые ранее в традиционных рамках нормативной авиационной деятельности не рассматривались. До начала разработки какой-либо нормативной основы, регламентирующей эксплуатацию БАС, регулирующему органу следует осознать и оценить текущее положение дел в области БАС в его государстве.

 

Любое воздушное судно, предназначенное для выполнения полетов без пилота на борту, является беспилотным воздушным судном. Управление такими воздушными судами может полностью осуществляться дистанционно (с земли, с другого воздушного судна и из космического пространства) или на основе предварительно заложенной программы выполнения его полета без вмешательства оператора.

  • БВС весом от нескольких десятков граммов до тысяч килограммов могут использоваться в качестве игрушек или разрабатываться для профессиональных пользователей.

  • БВС могут перевозить грузы, аппараты для съемки и другие датчики. Например, лазерные системы обнаружения и определения дальности (LIDAR) или инфракрасные системы.

  • Диапазон эксплуатационных режимов может охватывать визуальные полеты в пределах прямой видимости (VLOS), полеты за пределами прямой видимости (BVLOS) и групповые полеты в связке в автоматическом режиме.

 

1.2 Какие функции они выполняют?

Для нормативного органа ключевыми элементами являются признание социальных выгод, обеспечиваемых БАС, и необходимость оказания содействия выполнению безопасных операций, включая проведение гуманитарных и поисково-спасательных операций, пожаротушение, мониторинг инфраструктуры, научные исследования и разработки (R&D). Операции, лимитируемые полетами VLOS, могут ограничить масштабы выгод, обеспечиваемых перевозкой грузов и распылением веществ (например, опыление посевов, борьба с насекомыми).

 

Не менее важными также являются обеспечиваемые БАС экономические выгоды, хотя социальные и экономические последствия использования БАС могут повлечь за собой необходимость рассмотрения регулятивными органами многочисленных проблем, связанных с обеспечением безопасности полетов. Еще большую обеспокоенность может вызвать использование БАС в рекреационных целях.

 

1.3 Где они выполняют полеты?

Физическая среда каждого государства имеет свои особенности, поэтому нормативные органы должны учитывать места эксплуатационного базирования БАС и обеспечивать управление спросом на их эксплуатацию с учетом следующих аспектов физической среды:

  • Близость аэродромов, контролируемого воздушного пространства или загруженных воздушных трасс. Например, воздушное пространство Сингапура является контролируемым и характеризуется интенсивным воздушным движением.

  • Городские/густонаселенные районы в сравнении с сельской/открытой местностью. Например, Париж или Нью-Йорк в сравнении с открытыми сельскохозяйственными районами или внутренними малонаселенными районами Австралийского континента.

  • Приемлемость выполнения полетов БАС вблизи национальных парков, зон ограничения полетов/запретных зон и режимных объектов.

Физическая среда каждого государства имеет свои особенности, поэтому нормативные органы должны учитывать места эксплуатационного базирования БАС и обеспечивать управление спросом на их эксплуатацию с учетом следующих аспектов физической среды:

 

1.4 Кто пилотирует?

  • Частные лица или организация, представляемая одним лицом

  • Маломасштабные/среднемасштабные организации, включая любителей

  • Многонациональные организации

 

1.5 Другие соображения и рекомендации:

Нормативному органу следует определить ключевые проблемные области и правила, поддающиеся эффективному внедрению. Государственные правила должны охватывать все виды операций, выполняемых БАС в национальном воздушном пространстве, с тем чтобы обеспечить сопоставимость подлежащей разработке нормативной базы с действующими авиационными правилами и правилами других секторов. Это должно охватывать:

  • Частотный спектр – многие государства регулируют использование изделиями полос частот; к числу таких изделий может относиться линия контроля и управления (C2).

  • Перевозку опасных грузов и других опасных материалов. Например, медицинских образцов.

  • Права собственности на землю/владельцев имущества/законы о нарушении права владения собственностью/соображения, касающиеся неприкосновенности частной жизни.

  • Уголовные кодексы.

  • Соображения таможенного и иммиграционного характера.

  • Эксплуатационную безопасность изделия – законодательство по эксплуатационной безопасности изделий может охватывать БАС, изготовляемые в качестве игрушек/ электронных устройств.

Полеты беспилотных воздушных судов

Беспилотные воздушные суда могут быть интегрированы в воздушное пространство, если при этом будет надлежащим образом учтен создаваемый ими возможный риск для других воздушных судов, населения и имущества на земле. Это означает, что каждое(ая) БВС/БАС с точки зрения целей предполагаемого использования (инспекция трубопроводов или мониторинг рыболовства, киносъемка спортивных мероприятий или рекреационные задачи), лица, которое будет осуществлять их пилотирование (например, подготовленный специалист, четырнадцатилетний ребенок, получивший их в подарок на день рождения и т. д.), района, в котором они будут эксплуатироваться (например, удаленный район, городские условия, вблизи аэродрома и т. д.), а также веса и скорости БВС (т. е. кинетической энергии в случае их столкновения с чем-либо), должны рассматриваться индивидуально. Наличие всей этой информации позволит ведомству гражданской авиации (ВГА) определить степень риска для других воздушных судов, населения и имущества.

 

Обычно БВС называют дронами. Однако термин "дроны" также употребляется в отношении многих крупных ДПВС, что делает его общеупотребительным названием, охватывающим все виды беспилотных воздушных судов.


Дата последнего изменения 25 апреля 2019 10:10