Карта территориальных органов Ространснадзора

Центральный федеральный округ

Информационный бюллетень за 1 полугодие 2019 года

Анализ

 факторов опасности и рекомендации по снижению  рисков их проявления.

 

Основываясь на результатах отчетов МАК по авиационным происшествиям, поступивших  в Ространснадзор за первое полугодие 2019 года, установлено, что наибольшее количество событий связано с такими факторами опасности, как потеря контроля над ВС в полете (сваливание) – более 40%  и   маневрирование на предельно-малых высотах - более25% .

Потеря контроля над ВС в полете

Потеря контроля над ВС в полёте - это непреднамеренное отклонение ВС от нормальной (ожидаемой) траектории полета, препятствующее быстрому восстановлению параметров полета. При этом воздушное судно переходит в такой режим, который находится за пределами его нормальной границы полета и может быстро привести к сваливанию или штопору (потеря оборотов НВ или «вихревое кольцо» у вертолетов). Такой фактор зачастую вносит элемент неожиданности для пилота.

События, связанные с данным фактором опасности:

Планёр «Пионер-УТ» 29.05.2016, днём, в процессе выполнения демонстрационного полёта произошло сваливание на малой высоте (50 м) при выполнении разворота на посадочный курс с последующей потерей высоты и столкновением с земной поверхностью.

Вертолёт Eurocopter AS 350 B3e 01.11.2016, днём, в визуальных метеоусловиях, во время ознакомительного полёта над Черноморским побережьем  пилотом был выполнен маневр со снижением, с углами крена до 60 градусов на скорости полета около 150 узлов и вертикальной перегрузкой до 2.1 g, что привело к возникновению в системе управления явления «сервопрозрачности», которое ввело в заблуждение КВСа, не обладавшего достаточными знаниями и навыками о данном явлении при выводе вертолёта из крена и снижения. Вертолёт столкнулся с землей и разрушился. Пилот получил трамвы, 2 пассажира погибло.

Самолёт  Z-142 14.04.2018, днём, в процессе выполнения учебно-тренировочного полета, при отработке имитации посадки на площадку, подобранную с воздуха, с задросселированным двигателем  явилась ошибка КВС в пилотировании при выполнении разворота, что привело к выводу воздушного   судна   на   закритические   углы   атаки   и  режим  сваливания с последующим столкновением с земной поверхностью. Пилот и проверяющий погибли.

Самолёт «Су-29» 20.05.2018, днём,  после взлёта произошел выход самолёта   на закритические углы атаки с последующим сваливанием  и переходом в штопор. Пилот погиб.

Самолёт СП-30В 27.05.2018, днём, при выполнении АХР вследствие вывода ВС на закритические углы атаки и режим сваливания при выполнении  разворота  с  креном  45 – 50°  с  последующим  столкновением  с   земной   поверхностью.  В результате АП КВС погиб.

Дельталёт МД-50ВГ 04.06.2018, днем,  при выполнении АХР, вследствие вывода ВС на закритические углы атаки при выполнении набора высоты, приведшего  к  попаданию  в  режим  сваливания  и  последующему столкновению с земной поверхностью. КВС погиб.

Самолёт СП-41 (аналог Як-52) 16.06.2018, днем, в процессе выполнения    учебно-тренировочного    полета,    явилась   ошибка   пилота  в технике пилотирования при выполнении фигур пилотажа на малой высоте, что  привело  к  выводу   воздушного  судна  на  закритические  углы  атаки  и режим сваливания.  Пилот и пассажир погибли.

Самолёт «Шмелк» 12.09.2018, днем, при выполнении АХР, произошла потеря пилотом  контроля за скоростью и углом крена в процессе выполнения маневра для захода на гон, что привело к выводу воздушного судна на закритические углы атаки и режим сваливания. Из-за недостатка высоты для вывода из режима сваливания произошло столкновение самолета с земной поверхностью. Пилот погиб.

Риски связанные с этим фактором опасности:

- неспособность пилота распознать сваливание или штопор («вихревое кольцо»)  и своевременно выполнить корректирующие действия;

- формальная подготовка к полету;

- необдуманные решения при выполнении полета;

- преднамеренное несоблюдение правил;

- недостаточный налет у пилота на данном ВС;

- несоблюдение необходимых процедур;

- неопытность пилота;

- использование препаратов, влияющих на психофизическое состояние пилота.

 Рекомендации по снижению факторов риска:

Выход ВС на большие углы атаки с последующим сваливанием, может возникнуть на любом этапе полета, но наибольшую опасность представляет, когда самолет находится близко к земле, например, при выполнении посадки или взлета. Для уменьшения такого фактора риска является целесообразным  установка на  самолеты «сигнализатора угла атаки» -  система, которая будет предупреждать пилота о приближении к опасному моменту, тем самым поможет пилоту избежать тяжелых последствий.

На аэродромах и площадках, где базируются воздушные суда, считать целесообразным проведение плановых контрольных полетов на сваливание с опытными пилотами.

Проводить мероприятия по повышению уровня теоретических знаний среди малоопытных пилотов, связанных с полетами ВС на предельных режимах.

 Пилоты должны более серьёзно относится  к выполнению  требований  руководства  по  летной  эксплуатации, регулярно обновлять знания её разделов.

Необходимо проводить тщательную подготовку к предстоящему полёту, детально проанализировав все этапы полёта и вероятные усложняющие моменты.

Маневрирование на предельно-малой высоте

Маневрирование   на  предельно-малой  высоте  несет  в себе опасность в виде столкновения с препятствиями или земной поверхностью при преднамеренной работе вблизи поверхности (исключая фазы взлета или посадки). Этому фактору опасности присуще сокращенное время для восстановления безопасных параметров полета в случае возникновения события. Полет на предельно-малой высоте требует от пилота повышенной концентрации внимания, скорости обработки информации и принятия правильных решений в связи с быстро меняющейся обстановкой, всё это приводит к большой психологической нагрузки и как следствие к стрессовой ситуации, в результате которой притупляются внимание и реакция пилота.

 В результате пилот распознает препятствие в тот момент…. «когда уже поздно»!

Дальность распознавания таких препятствий будет зависеть от многих условий, к примеру, таких как:

- время года;

- время суток;

-метеорологические условия;

- расположение источника света;

- скорость полета ВС;

- качество визуального обзора с места пилота;

- размерность самого препятствия;

- вид окружающего ландшафта… 

Анализируя  события,  связанные  с  участием  легких  ВС при полетах на предельно-малых высотах, можно сделать вывод, что  большинство подобных  происшествий  происходит с тяжелыми последствиями, как для пилота, так и для летательного аппарата в целом.

События, связанные с данным фактором опасности:

Самолёт «Сокол-2М» 10.06.2016, днём, при перелёте на новое место базирования произошла авария. В результате АП КВС получил серьёзные травмы.

Авиационное происшествие произошло из-за невыдерживания пилотом минимально безопасной высоты полёта и недостаточной осмотрительности, что привело к столкновению ВС с проводами ЛЭП и последующему столкновению с земной поверхностью.

Самолёт Х-32 В-2 «Бекас» 20.04.2017, днём, при выполнении облета полей с целью последующей обработки произошло АП. В результате АП пилот получил серьезные телесные повреждения.

Наиболее вероятно, причиной авиационного происшествия явилась потеря пилотом контроля за высотой полёта в процессе выполнения снижения на предельно малую высоту с последующим столкновением ВС с земной  поверхностью  из-за  позднего принятия решения на вывод самолета в горизонтальный полёт.

Способствующим    фактором    явилось    выполнение   КВС   полета   в состоянии алкогольного опьянения.

самолёт ОБ-31 10.06.2017, днём,  выполняя АХР в процессе  разворота над деревьями  для выхода на гон  КВС  не обеспечил необходимый запас высоты, что привело к столкновению самолёта с деревом и  с земной поверхностью. Пилот погиб.

Вертолёт Ми-2 02.08.2018, днём, в визуальных метеоусловиях, при выполнении полётов на АХР потерпел катастрофу в результате столкновения с дорогой, имеющей превышение около 1 м над уровнем обрабатываемого рисового поля. В результате АП КВС погиб.

Вертолёт Robinson R-44 01.10.2018,  днём,  при выполнении полёта над  руслом  р. Витим  произошло столкновение с проводами воздушной ЛЭП и последующим падением в реку.  КВС и пассажир погибли.

Риски связанные с этим фактором опасности:

- формальная подготовка к полету;

- необдуманные решения при выполнении полёта;

- метеорологические условия;

- время суток;

- преднамеренное несоблюдение правил; 

- несоблюдение необходимых процедур;

- неопытность пилота;

- использование препаратов, влияющих на психофизическое состояние пилота.

Рекомендации по снижению факторов риска:

Результат и тяжесть последствий при встрече ВС с препятствиями (провода ЛЭП, тросовые растяжки,   деревья и т.д.) зависит от многих факторов, которые непосредственно оказывают влияние на тот или иной исход события.

Вот некоторые из них:

- скорость полёта;

- высота полёта;

- форма, размер и прочность препятствия, в случае проводов, растяжек;

- размер и масса  воздушного судна;

- элемент конструкции ВС, которым оно встретится с препятствием;

Пример: чем ниже скорость ВС, тем больше вероятность заблаговременно    распознать    препятствие    и   избежать   столкновения.  И наоборот, чем выше скорость, тем меньше вероятность успеть визуализировать опасность. Но у ВС, с большой скоростью полёта, больше шансов   порвать    провод    (из-за   большей   кинетической   энергии   ВС),  а не затормозиться на нем и упасть на землю.

Поэтому  настоятельно рекомендуется, прежде чем пилот примет решение на выполнение полётов на предельно-малой высоте, он должен быть уверен в том, что никаких препятствий на его пути не будет.

Пилот должен обладать достоверной информацией о расположении всех искусственных препятствиях в предполагаемом районе полётов.

Никогда не снижаться к поверхности озер и в русла рек, закрытых растительностью, ущелья, балки и овраги до уровня деревьев и ниже, не проведя детальный осмотр предполагаемого маршрута полета на минимально безопасной высоте.   Осмотр  местности  выполнять    с    ракурса    наибольшей     освещенности    и контрастности.

Каждый пилот должен знать, что необдуманное, скоропалительное решение с целью выполнить полёт на предельно-малой высоте может оказаться последним осознанным решением в его жизни!

Дата последнего изменения 12 ноября 2019 09:48