Карта территориальных органов Ространснадзора

Центральный федеральный округ

Главная страница О Госавианадзоре История Боевой путь сотрудников Госавианадзора

Боевой путь сотрудников Госавианадзора


Госавианадзор СССР

Отделы Управления

Бессмертный полк


В Госавианадзоре работают наши коллеги, участники и ветераны боевых действий в Республике Афганистан:

Копыркин Анатолий Степанович – награжден Медалью «Золотая звезда» Герой России;

Пырин Николай Викторович – награжден Орденом «Красного знамени», «Красной звезды», «Орденом мужества»;

Воюшин Владимир Леонидович – награжден двумя Орденами «Красной звезды»;

Кононенко Виктор Владимирович – награжден Орденом «Красной звезды»;

Крупенченко Петр Дмитриевич – награжден Грамотой Президента РФ, За выслугу лет, За боевые действия в Афганистане, Орден Чести 2-й степени, За верность авиации.

Шабанов Дмитрий Викторович – награжден Орденом «Красной звезды».

Копыркин Анатолий Степанович, Герой Российской Федерации, Заслуженный военный летчик Российской Федерации, военный                   летчик-снайпер, полковник запаса.фото 47 Копыркин А.С.

Родился 15 июня  1954 года в с. Берёзовка, Свердловской области, закончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков.

Вся военная служба прошла на летных должностях от помощника командира корабля до старшего инспектора-летчика Отдела боевой подготовки  Воздушной армии.

За время летной работы освоил самолеты Л-29, Ан-26, Ан-12, Ил-76. Общий налет составляет 5600 безаварийных часов. Летчик - инструктор, подготовил более 20 командиров кораблей на самолете Ил-76.

Ветеран боевых действий, выполнил 21 боевой вылет на обеспечение ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

В 1989 году был направлен в Анголу и принимал участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этой стране (выполнил 59 вылетов на боевые задания).

За выполнение специального задания по эвакуации российских граждан и сотрудников иностранных дипломатических миссий из Кабула в 1992 году, Указом Президента Российской Федерации присвоено звание Героя Российской Федерации «За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания по эвакуации российских граждан и сотрудников иностранных миссий из Кабула» с вручением медали «Золотая Звезда».

Из воспоминаний героя России Копыркина  А.С.

В августе 1992 года междоусобная война в Афганистане захлестнула уже и столицу страны. Кабул находился под артиллерийским и минометным обстрелом мятежников-моджахедов, на территории российского посольства от разрывов снарядов погибло несколько человек. В двадцатых числах августа в полк поступил из Москвы приказ: три экипажа должны вылететь в Кабул и эвакуировать Российское посольство. Командир полка поставил мне, как командиру первой эскадрильи, задачу: срочно сформировать для полета в Афганистан три подготовленных, имеющих боевой опыт экипажа для вывоза сотрудников Посольства.

27 августа перелетели на аэродром на юге Узбекистана в 40 километрах от границы с Афганистаном. На период эвакуации Посольства по договоренности устанавливалось на два часа перемирие, прекращалась перестрелка враждующих сторон. Этого вполне достаточно для посадки, погрузки в самолеты примерно по 60 человек с вещами и вылета обратным курсом. Одним словом, обычный боевой вылет в Афганистан, какие десятки раз мы совершали.

Рано утром 28 августа ведущий борт сел на аэродроме в Кабуле без радиосвязи, не имея условий для посадки. Сообщил по радио, что обстановка там сложная, аэродромные службы не работают и передал условия для посадки. Заход на посадку экипажи осуществляли визуально. Когда заходили по укороченной схеме, увидели начавшийся обстрел аэродрома, объявленное перемирие было нарушено. Несмотря на обстрел, было принято решение на посадку.

После посадки приступили к загрузке багажа и пассажиров. Все это время продолжался обстрел аэродрома. Вокруг самолета хлопали разрывы мин. Десантники во всем оказывали помощь. Все быстро, штатно работали, командир экипажа руководил загрузкой. Ответственный от Посольства требовал прекращения загрузки и скорейшего улета. Предложил всем успокоиться, индусам составить список пассажиров, заверил, что после посадки в самолет всех россиян их тоже заберем. Увидел, как взлетел самолет командира полка. Подумал тогда, что и нам скоро взлетать. Все происходило в стремительном темпе, счет шел на минуты. К самолету Мельникова тоже подъехал груженый «КАМАЗ».

Мне издалека было не видно, что происходит у того самолета. Мы на нашем, уже готовом к полету, самолете не спешили взлетать, рулили не торопясь, только чтобы не дать нас прицельно обстреливать. Сказал ребятам, что не взлетим, пока экипаж Мельникова не стронется с места. Видно корректировщики поняли, что он тоже скоро будет рулить, передали команды наводчикам за горами и те усилили обстрел неподвижного самолета. Недолет – перелет. Видел, что обстрел усилился. Поэтому дал команду Мельникову прекратить загрузку, запускаться, выруливать и уходить с опасного места. Радист его экипажа доложил, что команду приняли и, почти сразу, крикнул: «В нас попали!…» Связь прервалась. Увидел, что неподвижный самолет задымил. Поднялся черный столб дыма. Мина пробила крыло и разорвалась под ним. Мгновенно вспыхнул керосин. Пассажиры еще не загрузились, и это их спасло. В самолете находилась только жена посла. Ее успели спасти. Наш самолет стоял на исполнительном старте и в любой момент мог взлететь. И тогда я передал по радио, что решил забрать экипаж Мельникова.

Новый точечный рисунок12123123

Увидел, что мы подрулили, и я из форточки кабины машу рукой «давайте быстро в самолет», побежал в бомбоубежище сообщить о нас. Через открытую боковую дверь грузовой кабины, не выключая двигателей, буквально втащили экипаж Мельникова в самолет. Предложил знаками пассажирам с подбитого борта, кто поднялся наверх, тоже грузиться. Однако они «отсигналили», что остаются, «давай улетай». Мы могли их забрать без вещей в наш уже перегруженный самолет.

Начали разбег. Только самолет, словно не хотел его делать. Скорость замерла на 150 километрах в час и не увеличивалась. И вот тут увидел, как полетела впереди самолета резина с проколотых на бетонке и, возможно, грунте колес. Самолет стал «разуваться» на ходу. На взлетном режиме уже ничего не оставалось делать, как только ждать, что будет дальше. Стрелка скорости стала самым главным прибором, стронулась, 160,170...190, ну все, взлетим. Только и конец ВПП стремительно приближался.

Буквально с последних плит на скорости уже за двести километров в час перегруженный самолет оторвался от земли. Убрали поврежденные шасси. Приказал борттехнику, по возможности, проверить – не дымят, не горят ли они. Обошлось. Все системы корабля работали в норме. Набрали высоту. Связался с командиром полка, доложил обстановку на борту и взяли курс на аэродром Кокайты.

Пырин Николай Викторович, внес важный вклад в дело обороноспособности СССР и России, в развитие государственной и гражданской авиации.фото 35 Пырин Н.В. Имеет богатый опыт полетов в высокогорной и пустынной местности, в Арктике и над морем, выполнил 565 прыжков с парашютом (парашютист-инструктор), Заслуженный военный лётчик Российской Федерации, военный летчик-снайпер, полковник запаса.

Ветеран боевых действий в Афганистане и Северном Кавказе. Участвовал в 27 боевых операциях. Общий налет на вертолетах свыше 5000 часов, из них более 1500 часов в условиях боевых действий (поиск и уничтожение караванов с оружием и боеприпасами, прикрытие войск на поле боя, нанесение бомбо - штурмовых ударов по объектам противника, целеуказание фронтовой авиации, минирование местности в труднодоступных горных ущельях, все виды разведок, специальные задания с подразделениями отрядов спецназа ГРУ ГШ ВС, эвакуация раненых с поля боя). Выполнил 40 ночных вылетов с посадкой в горах и спас более 250 раненых военнослужащих в Афганистане и на Северном Кавказе.

         За самоотверженность, мужество и отвагу, смелые и решительные действия при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни награждён орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Мужества, почетным знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть» и 28 медалями, отмечен Благодарностью Президента Российской Федерации.

Воюшин Владимир Леонидович, родился 25 января 1956 года  в г. Ворошиловград. Окончил Ворошиловоградское высшее военное авиационное училище штурманов. Служил в Военно-воздушных силах, Новый точечный рисунок2323232323специальность - Офицер боевого управления авиацией.

В авиационных частях проходил службу в должностях офицера боевого управления авиацией, начальника командного пункта (выполнил  более 1700 наведений на воздушные цели и около 300 наведений на наземные цели), командира воинской части, начальника РЦ ЕС ОрВД, полковник запаса.

В 1987 - 1988 годах  участвовал в боевых действиях в Афганистане в качестве передового авиационного наводчика. Принимал участие в 17 боевых операциях по уничтожению бандформирований, выполнял целеуказание фронтовой и разведовательной авиации в труднодоступных горных ущельях, участвовал в специальных заданиях с подразделениями спецназа ГРУ ГШ ВС, обеспечивал эвакуацию раненых с поля боя.

За мужество и героизм, смелые и решительные действия в условиях, сопряжённых с риском для жизни награждён двумя орденами «Красной Звезды», 10 медалями.

Кононенко Виктор Владимирович, после окончания школы был призван на срочную службу в Военно-морской флот. Службу проходил на Балтийском, Северном, Черноморском флотах.фото 45 Кононенко В.В.

После окончания Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков был направлен в строевые части и проходил службу на командных должностях, освоил различные типы реактивных самолетов:           Л-29, МИГ-21, Су-17М2, Су-17М3, Су-24.

Военный летчик 1 класса, летчик - инструктор, в строевых частях прошел путь от летчика до командира авиационной эскадрильи.

С 1996 года в Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина прошел путь от адъюнкта до заместителя начальника кафедры Боевой подготовки и безопасности полетов.

В 1988 и 1989 году выполнял интернациональный долг в Республике Афганистан. Выполнил 82 боевых вылета на уничтожение бандформирований, поддержку сухопутных войск, уничтожение караванов с оружием и боеприпасами, участвовал в обеспечении вывода Советских войск с территории Афганистана.

За мужество и героизм награжден Орденом «Красной Звезды», медалью «За воинскую доблесть», «Воин-интернационалист», «От благодарного афганского народа», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР и другими медалями.

Полковник запаса, кандидат военных наук, доцент в сфере безопасности полетов и подготовки летного состава.

Крупенченко Петр Дмитриевич. После окончания школы в 1978 году поступил в Высшее военное авиационное училище летчиков им. Главного маршала авиации Вершинина К.А., которое закончил в 1982 году. Освоил различные типы реактивных самолетов: Л-29, Як-28 всех модификаций.45456456

Был направлен в 87-й ОРАП ТуркВО для оказания интернациональной помощи Республике Афганистан и выполнения задач в интересах ГРУ ГШ.       Военный летчик 1-го класса. Подполковник запаса. Прошел становление от старшего летчика 87-го отдельного разведывательного авиационного полка (ОРАП) до начальника штаба 886-го Краснознаменного Сталинградского ОРАП

С 1987 года, пройдя «переучивание» на Су-24МР, выполнял боевые задачи в нейтральных водах по разведке сопредельных государств. Выполнил 192 боевых вылета.

С 1991 года проходил службу в Управлении ВВС МВО на различных должностях.

В 1993 году перешел на работу в гражданскую авиацию. В этом же году прошел переподготовку на Ту-154 и выполнял полеты в качестве 2-го пилота.

С 1986 года выполнял полеты в качестве КВС. Пилот гражданской авиации 2-го класса.

Профессиональный стаж - 36 лет, в гражданской авиации - 20 лет.

Награжден: Грамотой Президента РФ, За выслугу лет, За боевые действия в Афганистане, Орден Чести 2-й степени, За верность авиации.

 

056Шабанов Дмитрий Викторович - после окончания Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков в 1983 году был направлен в строевую часть. Освоил самолёты Л-29,Ан-24, Ан-26,Ту 134.Военный лётчик 1класса.

С июля 1985 г по сентябрь 1986г в звании лейтенант проходил службу в 40-ой армии  ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в в/ч полевая почта 97978 –(50-ый ОСАП) в должности Командира корабля (Ан 26 –радиоразведчик).Выполнил 312 боевых вылета с общим налётом 525 часов.

Награждён орденом «Красная Звезда» и рядом медалей. Капитан запаса. С 1993г – пенсионер Министерства Обороны.

Из статьи воспоминаний офицера ГРУ-военного переводчика Смекалина Владимира опубликованной 13.09.2015г в журнале «Военное Обозрение»:

У каждого пилота – свой, только ему присущий тип пилотирования. Про пилотаж командира АН-26 БРК РР – Дмитрия Шабанова, с которым мы летали с территории Афганистана, а Дмитрий Шабанов был в то время самым молодым командиром самолета типа АН-26 в ВВС СССР, можно сказать, что пилотаж у него был отменный.

Но, молодость есть молодость. И в пилотаже Дмитрия Шабанова ощущался и почерк зрелого не по годам мастера, и одновременно присутствовала молодецкая удаль. До сих пор вспоминается то ощущение, когда Дмитрий Шабанов производил взлет с Кабульского аэродрома, что самолет взлетает быстро, резко. 057Будто это был не АН-26, а истребитель. Казалось, что взлетаем свечой. С Дмитрием у меня была достигнута договоренность, что как только я обнаруживаю в эфире важную для меня сеть, то я подаю ему по СПУ (самолетное переговорное устройство) команду: «Сеть! В круг!» И командир АН-26 БРК РР начинал выписывать круги над головами духов, которые вели общение в эфире. Каждый круг по 20-25 минут. А круги мы «нарезали», чтобы не проскочить мимо важной сети. Каюсь, до сих пор не знаю: какой уровень мастерства и выдержки надо было иметь командиру нашего самолета, чтобы вот так выполнять пилотаж над горами на минимально допустимой скорости, держать самолет «на ручках». Но Дмитрий Шабанов, что называется, всегда в этих ситуациях «был на высоте».

 

 

058 Именно такой вид боевого сотрудничества позволил мне в первых числах июня 1986 года с борта АН-26 БРК РР осуществить радиоперехват в эфире о начале поставок с территории Пакистана в Афганистан радиоуправляемых ПЗРК «Стингер». Также удалось выявить частоту «луча подсветки цели» для этих ПЗРК и о сроках начала применения этих комплексов против нашей авиации в Афганистане – с осени 1986 года.059

Федеральным законом № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О Днях воинской славы и памятных датах России», подписанным президентом РФ 29 ноября 2010 года учрежден День памяти воинов-интернационалистов.

 

Мы - те, кто вернулись с войны!

Отзвенят по скалам последние гильзы

Затерявшись в расщелинах диких отрог

С обожжённой земли мы вернёмся в Отчизну

С войны, свой выполнив долг!

Нас сделали твёрже войны испытанья;

Суровой закалкой отмечен наш путь,

Но останутся в сердце и боль, и страданья

От того, что погибших друзей не вернуть!

Им вечно гореть в боевом вертолёте,

Выскакивать им из горящей брони,

На чужие в атаку ходить пулемёты

Всегда будут в памяти живы они!

Возвратившись домой к родному порогу,

Мы Родине также будем верны!

Делами отметим свою трудовую дорогу

Мы - те, кто вернулись с войны!

Автор - В.Л. Воюшин, старший государственный инспектор Госавианадзора

Новый точечный рисунок5456456456


Госавианадзор СССР

Отделы Управления

Бессмертный полк

Дата последнего изменения 24 января 2019 14:20