Карта территориальных органов Ространснадзора

Центральный федеральный округ

История

Отделы Управления

Боевой путь сотрудников Госавианадзора

Бессмертный полк

Госавианадзор СССР

9 февраля 1923 года принято постановление Совета Труда и обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».

Борис Павлович Бугаев

В целях усиления контроля за обеспечением безопасности полетов, разработки и реализации профилактических мероприятий по предотвращению авиационных происшествий 16 февраля 1973 года была образована Государственная комиссия по безопасности полетов гражданской авиации (Госавианадзор СССР и Госавиарегистр СССР) в составе Министерства гражданской авиации СССР. Председателем по совместительству стал Борис Павлович Бугаев. Министр гражданской авиации СССР (1970-1987). Пилот высокого класса, летал на многих типах самолетов на международных и внутренних авиалиниях. Одним из первых осваивал реактивную технику, прокладывал трассы во многие страны мира. Будучи Министром гражданской авиации, обеспечил ускоренное развитие отрасли по пути технического прогресса, которая оснащалась новым, более комфортабельным и производительным самолетным и вертолетным парком. Были реконструированы и построены сотни аэродромов и аэропортов. Получила развитие автоматизированная система управления воздушным движением. По объему выполненной транспортной работы авиация страны к 1980 г. опередила все развитые страны Запада. Депутат Верховного Совета СССР в 1970-1989 гг., Лауреат Государственной премии СССР (1972). Награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, Орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, «Знак Почета», медалями.

Постановление Совмина СССР от 23.04.1975 N 323 "Об утверждении положений о государственной комиссии по безопасности полетов гражданской авиации СССР и государственном авиационном регистре гражданской авиации СССР". Госавианадзор СССР состоит при Министре гражданской авиации. При Госавианадзоре СССР состоит Государственный авиационный регистр гражданской авиации СССР.

Государственная комиссия по надзору за безопасностью полётов воздушных судов при правительстве СССР — организация в СССР, осуществлявшая надзор за обеспечением безопасности полётов. Организация осуществляла надзор за соблюдением правил полётов, правил руководства воздушным движением, правил производства, эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов, правил подготовки авиационного персонала для обеспечения безопасности полётов; за соблюдением норм лётной годности гражданских воздушных судов и правил их сертификации, норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов и их оборудования, а также правил сертификации гражданских аэродромов.

Госавианадзор также осуществлял расследование авиационных происшествий с тяжёлыми и лёгкими самолётами и вертолётами на территории СССР, с иностранными воздушными судами на территории СССР и с воздушными судами советского производства за рубежом.

При Госавианадзоре СССР была организована «Научно-исследовательская лаборатория методов и средств расследования авиационных происшествий», занимавшаяся расшифровкой бортовых самописцев и анализом состояния безопасности полётов воздушных судов.

Госавианадзор СССР также выдавал сертификаты лётной годности на тип гражданского воздушного судна (при условии его соответствия Нормам летной годности). В сентябре 1986 года Госавианадзор и Госавиарегистр были переподчинены Совету Министров СССР.

Положительно сказалось непосредственное влияние Госавианадзора на авиационную промышленность по устранению конструктивно-производственных недостатков на ВС, повышения надежности, разработку ВС в соответствии с едиными нормами летной годности (ЕНЛГ), более тесное взаимодействие с руководством государственной авиации, как по расследованию АП, так и их профилактике.

Машкивский Иван Ефремович

В сентябре 1986 года Госавианадзор и Госавиарегистр были переподчинены Совету Министров СССР.

С 1986 по 1992 год Госавианадзор возглавлял Машкивский Иван Ефремович. Заместитель министра гражданской авиации СССР в 80-х гг. Член-корреспондент Международной академии информационных процессов и технологий. Окончил Киевский институт инженеров ГВФ (1955). Стаж работы в гражданской авиации более 45 лет. Начинал трудовую деятельность в Уральском Управлении ГА, где прошел большую школу руководителя от начальника авиационно-технической базы Пермского ОАО до заместителя начальника Уральского УГА – главного инженера. С 1978 по 1980 гг. начальник Главного управления эксплуатации и ремонта авиационной техники МГА СССР, член коллегии МГА. Внес значительный вклад в освоение эксплуатации новых самолетов Аэрофлота – широкофюзеляжного многоместного Ил-86 и сверхзвукового Ту-144. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», а также множеством различным ведомственных и государственных наград.

Госавианадзор Российской Федерации

Указом Президента российской Федерации от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлена система федеральных органов исполнительной власти, в состав которой вошла Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Госавианадзор коллективное фото

Согласно распоряжению Министерства транспорта РФ от 6 мая 2004 г. № ИД-14-р «О структуре и штатном расписании центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» в структуре Службы было создано 4 Управления в области гражданской авиации:

  • Управление надзора за летной деятельностью.
  • Управление инспекции по безопасности полетов.
  • Управление надзора за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов.
  • Управление надзора за аэропортовой деятельностью, организацией воздушного движения и перевозок.

Управления осуществляли контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, в части подготовки экипажей воздушных судов, выполнения и обеспечения полетов и выдачи свидетельств авиационному персоналу.

В 2008 году в целях совершенствования государственного регулирования в области гражданской авиации Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2008 № 467 часть функций было передано Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации). Приказом от 07.07.2008 № ГК-762-фс в составе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта утверждена структура Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации (Госавианадзор).

Управление государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации является структурным подразделением центрального аппарата Ространснадзора, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

Основной задачей Управления является осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

Кононенко В.В.

Первым начальником Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации (Госавианадзора) был назначен Кононенко Виктор Владимирович.

Окончил Борисоглебское высшее военное училище летчиков им. В.П. Чкалова, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина и адъюнктуру при академии, кандидат военных наук, доцент в сфере обеспечения безопасности полетов и подготовки летного состава.

В государственной, гражданской авиации и на государственной службе более 38 лет, «Государственный советник Российской Федерации 2 класса».

В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта с 2007 года.

В этот период был сформирован, укомплектован центральный аппарат Госавианадзора, проведены масштабные реорганизации его территориальных органов, разработаны основополагающие организационные, нормативные, методические документы по организации и проведению инспекторских проверок в соответствии с новыми полномочиями, заложены и реализованы основные принципы надзорной деятельности в сфере гражданской авиации.

А.В.Борисов

С февраля 2010 года по февраль 2015 года начальником Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации являлся Борисов Андрей Владимирович, родился в 1972 году в семье военнослужащего.

В 1990 году поступил в Барнаульское высшее военное училище летчиков, в 1998 г. окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации, в 2003 году окончил Санкт-Петербургскую Академию гражданской авиации.

За время работы в авиации освоил отечественные и иностранные типы воздушных судов: Як-40, Ту-154, Airbus 310, 319, 320, 330.

В 1999 году поступил на государственную службу в Западно-Сибирское окружное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.

В период с 2009 по 2010 год - начальник Управления эксплуатационной инспекции Федерального агентства воздушного транспорта.

За это время были проведены эффективные мероприятия по совершенствованию системы контрольно-надзорной деятельности, мер инспекторского и административного реагирования.

За многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие государственной Системы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации награжден Благодарностью Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

За вклад в организацию контрольно - надзорной деятельности награжден Благодарностью Министра транспорта Российской Федерации. Имеет классный чин «Государственный советник Российской Федерации 2 класса».

С 13 марта 2015 года на должность государственной гражданской службы начальника Управления Госавианадзора назначен Кононенко Виктор Владимирович.

В разные годы заместителями начальника Управления Госавианадзора были:

Мишин Александр Владиленович

Мишин Александр Владиленович, окончил Кировоградское высшее летное училище гражданской авиации по специальности эксплуатация воздушного транспорта (инженер-штурман). За время работы в гражданской авиации освоил более 10 типов воздушных судов.

В период с 2009 по 2010 год - заместитель начальника Управления эксплуатационной инспекции Федерального агентства воздушного транспорта.

Принимал участие в разработке проектов законодательных, нормативно - правовых актов, инспектировал экипажи воздушных судов гражданской авиации и проводил контроль состояния, обеспечения, выполнения полетов воздушных судов, в том числе воздушных судов иностранных государств, выполняющих полеты в Российскую Федерацию и по воздушным трассам России, участвовал в выполнении рейсов по контролю вновь открываемых воздушных линий, аэродромов, устанавливаемых средств посадки, а также аэродромов на действующих воздушных линиях, при введении новых типов воздушных судов.

Награжден знаком «Отличник воздушного транспорта», Благодарностью Министра транспорта Российской Федерации.

Мелешкин Алексей Анатольевич

Мелешкин Алексей Анатольевич, с 1981 года осуществлял полеты в Толмачевском объединенном отряде, авиакомпании «Сибирь» на воздушных судах Ту-154, Ил-86.

С 2002 года состоял на государственной службе в Западно - Сибирском окружном межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта. Замещал должность начальника отдела летной эксплуатации, возглавлял Западно-Сибирскую Территориальную квалификационную комиссию.

Отмечен нагрудными знаками: «За безаварийный налет часов», «Отличник воздушного транспорта», «Почетный работник транспорта России», классный чин «Советник государственной гражданской службы 2 класса».

Рыжова Наталья Львовна

Рыжова Наталья Львовна, работающая в сфере гражданской авиации более 38 лет, имеющая ряд государственных и ведомственных наград (нагрудный знак «Отличник воздушного транспорта», нагрудный знак «Почетный работник Транспорта России», благодарность Министра транспорта, памятная медаль «Патриот России»).Имеет большой научно-педагогический опыт в подготовке авиационного персонала (была доцентом в Московском государственном техническом университете гражданской авиации, МГТУ ГА), опыт производственной деятельности (была заместителем генерального директора авиакомпании по персоналу) незаурядные организаторские способности.

В настоящее время заместителями начальника Управления Госавианадзора являются:

Федюшин Юрий Викторович

Федюшин Юрий Викторович - Заместитель начальника Управления Госавианадзора.

В 1982 году - пилот Як-40, второй пилот Ан-24, второй пилот Ан-12, инженер по контролю за качеством полетов, второй пилот Ту-154, пилот-инструктор Инспекции безопасности, ведущий пилот-инспектор летно-инспекторского отдела национальной авиакомпании «Саха Авиа», г. Якутск. В 1998 году - командир звена воздушного судна, командир Ту-154, командир звена самолетов Ан-24, Ан-26, заместитель летного директора по организации летной работы Государственного унитарного предприятия «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (район Крайнего Севера), г. Якутск.

С 2004 по 2008 год в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта занимал различные должности, связанные с профилактикой, расследованием авиационных происшествий и анализом состояния безопасности полетов. С 2008 года по настоящее время – заместитель начальника Управления Госавианадзора, государственный советник Российской Федерации второго класса.

Мижарёв Александр Иванович

Мижарёв Александр Иванович - Заместитель начальника Управления Госавианадзора.

В 1980 году окончил Ейское высшее военное авиационное ордена Ленина училище летчиков им. Дважды Героя Советского Союза летчика космонавта СССР В.М. Комарова, в 1995 г. Военно-Воздушную Краснознаменную ордена Кутузова академию им. Ю.А. Гагарина. В 1982 году старший летчик авиационного полка истребителей - бомбардировщиков Группы Советских войск в Германии.

С 1984 по 1996 командир авиационного звена, заместитель командира эскадрильи, командир авиационной эскадрильи, заместитель командира авиационного полка Забайкальский военный округ.

С 2000 по 2010 командир бомбардировочного авиационного полка Северо-Кавказского военного округа. Полковник запаса.

С 2011 года работал на различных должностях в Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

С 2015 года - заместитель начальника Управления Госавианадзора. Имеет государственные награды: орден «За военные заслуги», медаль «За боевые заслуги», медаль «70 лет ВС СССР» и ряд ведомственных медалей.

Грезнов Владимир Николаевич – Заместитель начальника Управления Госавианадзора



Управление Госавианадзора включает в себя 7 отделов:

Отдел надзора за состоянием безопасности полетов и анализа деятельности в гражданской авиации

Отдел создан в 2004 году и организационно входил в состав Управления инспекции по безопасности полетов Ространснадзора, а в 2008 году был преобразован в Отдел надзора за состоянием безопасности полетов и анализа деятельности гражданской авиации.

Тимофеев Игорь Викторович

Первым начальником Отдела был Тимофеев Игорь Викторович, Заслуженный военный летчик Российской Федерации.

Равилов Ришат Разимович

С 2010 года по 2015 год Отдел возглавлял Равилов Ришат Разимович. Заслуженный военный летчик Российской Федерации. Награжден Грамотой Президента Российской Федерации к памятной медали «XXII Олимпийские зимние игры и XI параолимпийские зимние игры 2014 года в Сочи». Неоднократно поощрялся Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере.

Куницын Александр Николаевич

С 2015 года начальником Отдела является Куницын Александр Николаевич Награжден Грамотой Президента Российской Федерации к памятной медали «XXII Олимпийские зимние игры и XI параолимпийские зимние игры 2014 года в Сочи» Неоднократно поощрялся Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Ручкин Борис Александрович

Заместителем начальника Отдела был Ручкин Борис Александрович. Заслуженный военный летчик Российской Федерации. Награжден многими государственными и ведомственными наградами. Вся трудовая деятельность Ручкина Б.А. была связана с авиацией. В 1969 г. окончил Качинское авиационное Ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. А.Ф. Мясникова, в 1981 г. – Военно-воздушную Академию им. Ю.А. Гагарина. С 1965 по 1998 годы проходил службу в авиации Вооруженных сил. С 1998 по 2004 годы – главный специалист отдела федерального транспорта Департамента российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации. В период с 2004 г. по 2012 г. занимал должности государственной гражданской службы в Ространснадзоре: ведущий специалист отдела профилактики, расследования авиационных происшествий Управления инспекции по безопасности полетов, заместитель начальника отдела надзора за безопасностью полетов и анализа деятельности гражданской авиации Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации. С июня 2012 г. эксперт отдела надзора за состоянием безопасности полетов и анализа деятельности гражданской авиации Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.


Сотрудники отдела

Должность

Фамилия, Имя, Отчество

Телефон служебный

Начальник отдела

Куницын Александр Николаевич

8-499-231-66-71

Главный госинспектор

Столбов Александр Васильевич

8-499-231-57-91

Старший госинспектор

Василенко Николай Юрьевич

8-499-231-57-91

Старший госинспектор

Лисовая Екатерина Юрьевна

8-499-231-62-06

Эксперт

Сёмина Лидия Михайловна

8-499-231-51-73

Отдел надзора за соблюдением летных стандартов и сертификацией эксплуатантов

Винокуров Евгений Александрович

Первым начальником отдела был назначен Винокуров Евгений Александрович, участник боевых действий, заслуженный пилот России. Освоил 5 типов воздушных судов гражданской авиации. Пилот 1 класса.

Награжден знаками: «Ветеран полярной авиации», «За безаварийный налет 20 000 часов», почетным знаком «Отличник Аэрофлота».

Неоднократный участник высокоширотных экспедиций, проводимых Институтом Арктики и Антарктики. Выполнил около 200 первичных посадок на дрейфующий лед. Неоднократно принимал участие в выполнении полетов по обеспечению визитов первых лиц государства.

Пырин Николай Викторович

Отдел возглавлял ветеран боевых действий Пырин Николай Викторович, Заслуженный военный летчик России, ветеран боевых действий, награжденный орденами «Красной Звезды», «Красного Знамени», «Мужества», 29 медалями, имеет Благодарность Президента России.В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта с 2008 года.

Симакин Александр Николаевич

Заместителем начальника отдела был Симакин Александр Николаевич, пилот - инструктор. Линейный пилот 1 класса, награжден знаком «За безаварийный налет часов».На государственной службе с 2002 года. Закончил Сасовское летное училище гражданской авиации в 1973 году, и Ленинградскую Ордена Ленина Академию гражданской авиации в 1982 году. Имеет общий налет более 12,5 тыс. часов. Освоил типы воздушных судов: Ан-2, Ан-24, Ту-134, Ту-154, Боинг 737-200, Боинг 757-200. В 1979-1982 годах выполнял полеты на Ан-24 с системой «Торос» на ледовой разведке и локационной аэрофотосъемке в морях Арктики.С 1984 по 1999 год выполнял литерные полеты на самолете Ту-134 в отдельном отряде № 235 по перевозке особо важных лиц и руководителей государства. Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Пилот - инструктор. Линейный пилот 1 класса, награжден знаком «За безаварийный налет часов», Почетными грамотами Министра транспорта РФ, Руководителя Ространснадзора, памятными медалями.

Копыркин Анатолий Степанович

В настоящее время отделом руководит Копыркин Анатолий Степанович, Герой Российской Федерации, Заслуженный военный летчик Российской Федерации, военный летчик-снайпер, полковник запаса. Линейный пилот 1 класса гражданской авиации. С 1985 года по 2010 год выполнял полеты на воздушном судне Ил-76 в государственной авиационной компании «224 летный отряд» в качестве командира экипажа, инструктора, старшего пилота-инспектора.

Драгун Александр Сергеевич

Заместителем начальника отдела является Драгун Александр Сергеевич.

Летчик, инструктор Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков, подполковник запаса.
Вся военная служба прошла в Военно-воздушных силах на летных должностях от летчика-инструктора учебного полка до начальника летно-методического отдела Балашовского УАЦ и военного института. Освоил 4 типа самолетов, налетал 5000 часов. Военный лётчик-инструктор 1 класса.
После увольнения в запас не расстался с авиацией. С 2009 по 2012 год работал государственным инспектором отдела летный стандартов, сертификации эксплуатантов коммерческой авиации общего назначения Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта. Линейный пилот воздушного судна Ан-24, 26. Инструктор-экзаменатор.


Сотрудники отдела

Должность

Фамилия, Имя, Отчество

Телефон служебный

Начальник отдела

Копыркин Анатолий Степанович

8-499-231-57-27

Заместитель начальника отдела

Драгун Александр Сергеевич

8-499-231-54-85

Главный госинспектор

Пешикова Елена Александровна

8-499-231-57-91

Старший госинспектор

Комаров Александр Юрьевич

8-499-231-67-51

Отдел надзора в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обеспечения

Отдел надзора в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания был сформирован в начале 2010 года.

Заблоцкий Андрей Владимирович

С первого дня создания до 2016 года начальником отдела был Заблоцкий Андрей Владимирович.

С 1981 года занимался непосредственным управлением воздушным движением воздушных судов Минобороны России и Минаэропрома вне воздушных трасс в Московском округе.

С 1989 планировал движение воздушных судов в воздушном пространстве СССР вне расписания, выполнение специальных задач по перевозке руководства СССР и России, боевых задач в Афганистане, других горячих точках. Участвовал в создании Росаэронавигации, где прослужил в звании полковника.

Иванов Константин Витальевич

С 2016 года отдел возглавляет Иванов Константин Витальевич. В 1988 году закончил Ульяновское высшее военное командное училища связи им. Г.К. Орджоникидзе по специальности командная тактическая войск связи, в 1998 году Военную академию связи им. С.М. Буденного в г. Санкт-Петербурге по специальности военное и административное управление, награжден медалями, знаком отличия «За заслуги в войсках связи» Министерства обороны Российской Федерации, старший преподаватель военной кафедры Московского государственного технического университета гражданской авиации с 2004 по 2008 г.г., ведущий специалист эксперт отдела модернизации средств и систем воздушного движения Управления радиотехнического обеспечения полетов, электросвязи, модернизации и сертификации Федеральной аэронавигационной службы с 2008 по 2010 г.г., в Госавианадзоре с февраля 2010 года, награжден медалью «90 лет Гражданской авиации России», юбилейным нагрудным знаком «В память 200-летия Управления водными и сухопутными сообщениями», грамотой Президента Российской Федерации к памятной медали «XXII Олимпийские зимние игры и XI параолимпийские зимние игры 2014 года в Сочи», благодарностью Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Безряков Василий Витальевич

Заместителем начальника был Безряков Василий Витальевич, в 1992 году окончил Ордена Ленина Академию Гражданской Авиации по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта» квалификация «Инженер по управлению движением». В гражданской авиации - 27 лет, госслужбы - 12 лет, Диспетчер по управлению воздушным движением 1 класса. 9 лет преподавал на кафедре Управление воздушным движением ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации».

Паршин Игорь Иванович


В настоящее время заместителем начальника отдела является Паршин Игорь Иванович. После окончания Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов был направлен в строевые части и проходил службу на штурманских должностях, освоил следующие типы – Ту-95, Ту-134, Ан-12, Ан-26, Ил-76. «Заслуженный военный штурман Российской Федерации», штурман-снайпер, прошел путь от второго штурмана корабля до Главного штурмана объединения.

С 1989 г. По 1991 г. Выполнял интернациональный долг в республике Афганистан, выполнив 98 боевых вылета. Участвовал в выводе Советских войск с территории Афганистана. 1992-1996, 1998-1999 гг. принимал участие в боевых действиях в республике Таджикистан. В 2002 г. находился в длительной командировке в Косово.

Полковник запаса.

Датченко Вадим Геннадьевич


Датченко Вадим Геннадьевич, государственный инспектор отдела надзора в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания.

После окончания Балашовского военного авиационного училища летчиков в 1998 году был направлен в строевую часть ( в/ч 23229 г. Ташкент ), освоил различные типы самолётов: Л-29, Ан-26, Ан-12, Ту-154. Военный лётчик 2 класса. В строевых частях прошел путь от помощника командира корабля до начальника штаба отряда литерных самолётов авиации МВД России.

В 1998 и 1989 году выполнял боевые вылеты на обеспечении боевых действий и вывода Советских войск с территории Афганистана. Выполнил 12 боевых вылетов с территории СССР а Республику Афганистан.

В 2012 году принимал участие в контртеррористической операции в составе объединенной группировки войск на Северном Кавказе.

Подполковник запаса. Награжден «Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР», медалями: «Воин-интернационалист», «За воинскую доблесть», «Участник боевых действий на Северном Кавказе», другими медалями и нагрудными знаками.


Сотрудники отдела

Должность

Фамилия, Имя, Отчество

Телефон служебный

Начальник отдела

Иванов Константин Витальевич

8-499-231-67-51

Заместитель начальника отдела

Паршин Игорь Иванович

8-499-231-67-12

Старший госинспектор

Воюшин Владимир Леонидович

8-499-231-67-12

Старший госинспектор

Бакланов Валерий Борисович

8-499-231-67-51

Госинспектор

Датченко Вадим Геннадьевич

8-499-231-67-51

Отдел надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок

Отдел надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок был организован в 2004 году.

Талуева Марина Михайловна

Первым возглавила Отдел Талуева Марина Михайловна. Заслуженный работник транспорта Российской Федерации. Общий стаж в авиационной отрасли более 42 лет, на государственной службе более 35 лет. Награждена Почетным знаком «Отличник Аэрофлота», «Почетный работник транспорта», юбилейной медалью «80 лет Гражданской авиации России», «Ветеран труда».


Заместители Талуевой М.М. в разное время были:

Олейникова Нина Анатольевна

2008-2011 годы - Олейникова Нина Анатольевна. За многолетний и добросовестный труд в гражданской авиации награждена бронзовой медалью ВДНХ, знаками «Отличник Аэрофлота», «Почетный работник Ространснадзора».

Терентьева Татьяна Степановна

2011-2013 годы - Терентьева Татьяна Степановна. Стаж работы на предприятиях гражданской авиации более 27 лет. За успешное выполнение производственных показателей была награждена благодарностью Министра транспорта РФ, юбилейным нагрудным знаком «В память 200-летия Управления водными и сухопутными сообщениями».

Крупенченко Петр Дмитриевич

В 2015 году отдел возглавлял Крупенченко Петр Дмитриевич.
В трудовой деятельности прошел путь от командира ВС Ту-154 до заместителя генерального директора авиакомпании, аэропорта.
Военный летчик 1-го класса, подполковник, Командир воздушного судна Ту-154М, пилот-инженер ГА 2-го класса. Профессиональный стаж - 37 лет, из них в гражданской авиации - 22 года. Награжден Грамотой Президента РФ, За выслугу лет, За боевые действия в Афганистане, Орден Чести 2-й степени, За верность авиации.


В настоящее время отделом руководит Барлет Леонид Владимирович.

Попова Татьяна Николаевна

Заместитель начальника отдела - Попова Татьяна Николаевна. Трудовой стаж в гражданской авиации - 30 лет, из них на государственной службе - 20 лет. Прошла трудовой путь в объединенном авиаотряде «Авиакомпания «Самара» и «Международный аэропорт Самара» от агента международных рейсов и начальника смены терминального комплекса до диспетчера центра оперативного контроля в аппарате президента управляющей компании «Группы компаний авиации Самары». Награждена Грамотой к памятной медали «XXII Олимпийские зимние игры и XI параолимпийские зимние игры 2014 года в Сочи» за участие в подготовке Олимпиады в г. Сочи Президента Российской Федерации, отмечена Благодарностью Министра транспорта Российской Федерации «За вклад в организацию контрольно-надзорной деятельности на транспорте», «Юбилейным нагрудным знаком «В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями».


Сотрудники отдела

Должность

Фамилия, Имя, Отчество

Телефон служебный

Начальник отдела

Барлет Леонид Владимирович

8-499-231-53-89

Заместитель начальника отдела

Попова Татьяна Николаевна

8-499-231-53-89

Главный госинспектор

Нуриахметова Оксана Сергеевна

8-499-231-68-60

Старший госинспектор

Уваров Роман Викторович

8-499-231-64-72

Отдел надзора за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов

Отдел был создан в 2008 году в целях государственного контроля (надзора) за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов.

Тавер Евгений Иосифович

С 2008 по 2016 год отдел возглавлял Тавер Евгений Иосифович, Почетный работник транспорта России, Отличник воздушного транспорта, Ветеран труда. В авиационной отрасли трудовой стаж более 40 лет, на государственной службе более 18 лет.

Милованович Андрей Александрович

С 2008 года должность заместителя начальника отдела замещает Милованович Андрей Александрович. В авиационной отрасли трудовой стаж свыше 30 лет, на государственной службе более 5 лет.


Экспертом отдела был Иванов Петр Александрович, кандидат технических наук. Награжден Орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть», «В память 850-летия Москвы», «Ветеран труда», знаком «Отличник Аэрофлота». Принимал непосредственное участие в государственных и эксплуатационных испытаниях самолетов Ту-114, Ил-62, Ил-86, Ил-96-300, Ту-204, Як-42, в организации их освоения и внедрения в авиапредприятиях.

В настоящее время отделом руководит Свидан Александр Иванович.

Заместителем начальника отдела является Беломестнов Александр Анатольевич.

Сотрудники отдела

Должность

Фамилия, Имя, Отчество

Телефон служебный

Начальник отдела

Свидан Александр Иванович

8-499-231-52-24

Заместитель начальника отдела

Беломестнов Александр Анатольевич

8-499-231-52-24

Главный госинспектор

Курбатов Сергей Викторович

8-499-231-52-24

Эксперт

Самохин Виктор Иванович

8-499-231-53-45

Эксперт

Тавер Евгений Иосифович

8-499-231-53-68

Отдел надзора за подготовкой авиационного персонала

Отдел был создан в 2010 году в целях государственного контроля (надзора) за осуществлением подготовки авиационного персонала.

Рыжова Наталья Львовна

Первым начальником Отдела (с 2010 по 2015 год) была кандидат технических наук, доцент Рыжова Наталья Львовна, внесла огромный вклад в становление контрольно - надзорной деятельности Отдела.

Жильцова Анна Сергеевна

В 2015 году Отделом руководила Жильцова Анна Сергеевна, проработавшая в Госавианадзоре много лет и внесшая большой вклад в становление и развитие Отдела.

Абакумова Анна Львовна

В настоящее время начальником Отдела является Абакумова Анна Львовна, работает в гражданской авиации с 1990 года. Окончила Академию гражданской авиации по специальности «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте». В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта с 2008 года. Неоднократно награждалась Благодарностью, Почетной грамотой Руководителя Ространснадзора и другими ведомственными наградами.


Заместитель Рапотьков Александр Николаевич, в 1989 году окончил лечебный факультет 1 Московского медицинского института им. И.М. Сеченова, в 1992 г. - аспирантуру Института медико-биологических проблем Минздрава России по специальности «Авиационная, космическая и гипербарическая медицина». Имеет сертификат по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Авиационная и космическая медицина».

С 2002 года имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Терапия». Награжден благодарностью Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; Почетной грамотой Руководителя Ространснадзора; юбилейной медалью «10 лет РОСТРАНСНАДЗОРУ», благодарностью Министра транспорта Российской Федерации и многими другими ведомственными наградами.

Сотрудники отдела

Должность

Фамилия, Имя, Отчество

Телефон служебный

Начальник отдела

Абакумова Анна Львовна

8-499-231-67-44

Заместитель начальника отдела

Рапотьков Александр Николаевич

8-499-231-53-44

Главный госинспектор

Трусова Татьяна Петровна

8-499-231-58-74

Старший госинспектор

Шабанов Дмитрий Викторович

8-499-231-68-59

Госинспектор

Белоусов Руслан Олегович

8-499-231-67-51

Отдел надзора за деятельностью авиации общего назначения

Заболотный Владимир Иванович

Первым начальником Отдела был Заболотный Владимир Иванович, Заслуженный пилот России, награжден государственными и ведомственными наградами. В 1976 г. установил рекорд мира по обработке сельхоз площадей с воздуха (115,8 тыс. гектар за сезон). В 1981 г. присвоена классная квалификация «1класс пилота ГА». В 1982 г. поступил в Академию ГА и в 1987 г. ее окончил.

В 1986 г. был переведен в инспекцию по безопасности полетов Казахского Управления ГА в качестве пилота-инспектора. В 1988 г. назначен на должность начальника инспекции по безопасности полетов Казахского Управления ГА. В 1992 г. переведен в Москву в главную инспекцию МГА. После ликвидации МГА назначен на должность начальника отдела расследования и инспектирования безопасности полетов Федеральной авиационной службы России. В 1995 г. назначен на должность начальника инспекции по безопасности полетов Московского Управления ГА. В 1996 г. присвоено звание «Заслуженный пилот Российской Федерации». С 1998 г. назначен первым заместителем начальника Московского Управления ГА. С 2005 г. КВС Ил-86 в авиакомпании «Сибирь». В 2007 г. назначен начальником отдела надзора за деятельностью авиации общего назначения Ространснадзора Минтранса России. Освоил самолеты: Ан-2, Ту-154, Ил-76, Ил-86, Ан-124.Имею налет более 16 000 часов. Заслуженный пилот России. Лауреат Государственной премии в области науки и техники. Награжден Орденом «Знак почета», бронзовой, серебряной и золотой медалями ВДНХ СССР, рядом медалей СССР и России.


Заместителем начальника Отдела был Сердюк Олег Иванович.

Отдел надзора за деятельностью авиации общего назначения был сформирован в 2008 году. Заболотный Владимир Иванович и Сердюк Олег Иванович внесли огромный вклад в становление контрольно-надзорной деятельности в сфере авиации общего назначения.

Плахов Андрей Леонидович

С 2011 по 2012 год Отделом руководил Плахов Андрей Леонидович, общий трудовой стаж 42 года, государственной службы 20 лет, награжден нагрудным знаком отличия: «За безаварийный налет», «Отличник аэрофлота», «Почетный работник транспорта России».

Драсинский Георгий Орестович

В настоящее время Отдел возглавляет Драсинский Георгий Орестович. Заслуженный военный штурман Российской Федерации, участник боевых действий, награжден Орденом «Почета». В Госавианадзоре с августа 2010 года, награжден грамотой Президента Российской Федерации к памятной медали «XXII Олимпийские зимние игры и XI параолимпийские зимние игры 2014 года в Сочи», Благодарностью, Почетной Грамотой Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Ефимов Василий Анатольевич

Заместитель начальника отдела, участник боевых действий, Заслуженный военный штурман Российской Федерации Ефимов Василий Анатольевич.

Смяткин Александр Александрович

С 2013 по 2015 год заместителем начальника Отдела был Смяткин Александр Александрович, пилот первого класса гражданской авиации, заслуженный пилот Российской Федерации. Под его руководством были установлены и введены в действие тренажеры вертолетов нового поколения.

Лебедев Станислав Андреевич

Лебедев Станислав Андреевич, старший государственный инспектор Отдела, призёр международных чемпионатов по высшему пилотажу в составе сборной команды страны, пилот коммерческой авиации с 25-летним стажем инструкторской работы освоил более 20-ти типов воздушных судов, летательных аппаратов зарубежного и отечественного производства в государственной, гражданской и экспериментальной авиации, за освоение новой техники награждён медалью «За ратную доблесть» и медалью А.И. Покрышкина.


Сотрудники отдела

Должность

Фамилия, Имя, Отчество

Телефон служебный

Начальник отдела

Драсинский Георгий Орестович

8-499-231-68-62

Заместитель начальника отдела

Ефимов Василий Анатольевич

8-499-231-58-87

Главный госинспектор

Черников Петр Евгеньевич

8-499-231-67-12

Старший госинспектор

Лебедев Станислав Андреевич

8-499-231-58-87

Старший госинспектор

Тендитник Марина Владимировна

8-499-231-68-60


В Госавианадзоре работают наши коллеги, участники и ветераны боевых действий в Республике Афганистан:
Копыркин Анатолий Степанович – награжден Медалью «Золотая звезда» Герой России;
Пырин Николай Викторович – награжден Орденом «Красного знамени», «Красной звезды», «Орденом мужества»;
Воюшин Владимир Леонидович – награжден двумя Орденами «Красной звезды»;
Кононенко Виктор Владимирович – награжден Орденом «Красной звезды»;
Крупенченко Петр Дмитриевич – награжден Грамотой Президента РФ, За выслугу лет, За боевые действия в Афганистане, Орден Чести 2-й степени, За верность авиации.
Шабанов Дмитрий Викторович – награжден Орденом «Красной звезды».

Копыркин Анатолий Степанович

Копыркин Анатолий Степанович, Герой Российской Федерации, Заслуженный военный летчик Российской Федерации, военный летчик-снайпер, полковник запаса.

Родился 15 июня 1954 года в с. Берёзовка, Свердловской области, закончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков.

Вся военная служба прошла на летных должностях от помощника командира корабля до старшего инспектора-летчика Отдела боевой подготовки Воздушной армии.

За время летной работы освоил самолеты Л-29, Ан-26, Ан-12, Ил-76. Общий налет составляет 5600 безаварийных часов. Летчик - инструктор, подготовил более 20 командиров кораблей на самолете Ил-76.

Ветеран боевых действий, выполнил 21 боевой вылет на обеспечение ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

В 1989 году был направлен в Анголу и принимал участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этой стране (выполнил 59 вылетов на боевые задания).

За выполнение специального задания по эвакуации российских граждан и сотрудников иностранных дипломатических миссий из Кабула в 1992 году, Указом Президента Российской Федерации присвоено звание Героя Российской Федерации «За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания по эвакуации российских граждан и сотрудников иностранных миссий из Кабула» с вручением медали «Золотая Звезда».

Из воспоминаний Героя России Копыркина А.С.

В августе 1992 года междоусобная война в Афганистане захлестнула уже и столицу страны. Кабул находился под артиллерийским и минометным обстрелом мятежников-моджахедов, на территории российского посольства от разрывов снарядов погибло несколько человек. В двадцатых числах августа в полк поступил из Москвы приказ: три экипажа должны вылететь в Кабул и эвакуировать Российское посольство. Командир полка поставил мне, как командиру первой эскадрильи, задачу: срочно сформировать для полета в Афганистан три подготовленных, имеющих боевой опыт экипажа для вывоза сотрудников Посольства.

27 августа перелетели на аэродром на юге Узбекистана в 40 километрах от границы с Афганистаном. На период эвакуации Посольства по договоренности устанавливалось на два часа перемирие, прекращалась перестрелка враждующих сторон. Этого вполне достаточно для посадки, погрузки в самолеты примерно по 60 человек с вещами и вылета обратным курсом. Одним словом, обычный боевой вылет в Афганистан, какие десятки раз мы совершали.

Рано утром 28 августа ведущий борт сел на аэродроме в Кабуле без радиосвязи, не имея условий для посадки. Сообщил по радио, что обстановка там сложная, аэродромные службы не работают и передал условия для посадки. Заход на посадку экипажи осуществляли визуально. Когда заходили по укороченной схеме, увидели начавшийся обстрел аэродрома, объявленное перемирие было нарушено. Несмотря на обстрел, было принято решение на посадку.

После посадки приступили к загрузке багажа и пассажиров. Все это время продолжался обстрел аэродрома. Вокруг самолета хлопали разрывы мин. Десантники во всем оказывали помощь. Все быстро, штатно работали, командир экипажа руководил загрузкой. Ответственный от Посольства требовал прекращения загрузки и скорейшего улета. Предложил всем успокоиться, индусам составить список пассажиров, заверил, что после посадки в самолет всех россиян их тоже заберем. Увидел, как взлетел самолет командира полка. Подумал тогда, что и нам скоро взлетать. Все происходило в стремительном темпе, счет шел на минуты. К самолету Мельникова тоже подъехал груженый «КАМАЗ».

Мне издалека было не видно, что происходит у того самолета. Мы на нашем, уже готовом к полету, самолете не спешили взлетать, рулили не торопясь, только чтобы не дать нас прицельно обстреливать. Сказал ребятам, что не взлетим, пока экипаж Мельникова не стронется с места. Видно корректировщики поняли, что он тоже скоро будет рулить, передали команды наводчикам за горами и те усилили обстрел неподвижного самолета. Недолет – перелет. Видел, что обстрел усилился. Поэтому дал команду Мельникову прекратить загрузку, запускаться, выруливать и уходить с опасного места. Радист его экипажа доложил, что команду приняли и, почти сразу, крикнул: «В нас попали!…» Связь прервалась. Увидел, что неподвижный самолет задымил. Поднялся черный столб дыма. Мина пробила крыло и разорвалась под ним. Мгновенно вспыхнул керосин. Пассажиры еще не загрузились, и это их спасло. В самолете находилась только жена посла. Ее успели спасти. Наш самолет стоял на исполнительном старте и в любой момент мог взлететь. И тогда я передал по радио, что решил забрать экипаж Мельникова.

Увидел, что мы подрулили, и я из форточки кабины машу рукой «давайте быстро в самолет», побежал в бомбоубежище сообщить о нас. Через открытую боковую дверь грузовой кабины, не выключая двигателей, буквально втащили экипаж Мельникова в самолет. Предложил знаками пассажирам с подбитого борта, кто поднялся наверх, тоже грузиться. Однако они «отсигналили», что остаются, «давай улетай». Мы могли их забрать без вещей в наш уже перегруженный самолет.

Начали разбег. Только самолет, словно не хотел его делать. Скорость замерла на 150 километрах в час и не увеличивалась. И вот тут увидел, как полетела впереди самолета резина с проколотых на бетонке и, возможно, грунте колес. Самолет стал «разуваться» на ходу. На взлетном режиме уже ничего не оставалось делать, как только ждать, что будет дальше. Стрелка скорости стала самым главным прибором, стронулась, 160,170...190, ну все, взлетим. Только и конец ВПП стремительно приближался.

Буквально с последних плит на скорости уже за двести километров в час перегруженный самолет оторвался от земли. Убрали поврежденные шасси. Приказал борттехнику, по возможности, проверить – не дымят, не горят ли они. Обошлось. Все системы корабля работали в норме. Набрали высоту. Связался с командиром полка, доложил обстановку на борту и взяли курс на аэродром Кокайты.

Пырин Николай Викторович

Пырин Николай Викторович, внес важный вклад в дело обороноспособности СССР и России, в развитие государственной и гражданской авиации. Имеет богатый опыт полетов в высокогорной и пустынной местности, в Арктике и над морем, выполнил 565 прыжков с парашютом (парашютист-инструктор), Заслуженный военный лётчик Российской Федерации, военный летчик-снайпер, полковник запаса.

Ветеран боевых действий в Афганистане и Северном Кавказе. Участвовал в 27 боевых операциях. Общий налет на вертолетах свыше 5000 часов, из них более 1500 часов в условиях боевых действий (поиск и уничтожение караванов с оружием и боеприпасами, прикрытие войск на поле боя, нанесение бомбо - штурмовых ударов по объектам противника, целеуказание фронтовой авиации, минирование местности в труднодоступных горных ущельях, все виды разведок, специальные задания с подразделениями отрядов спецназа ГРУ ГШ ВС, эвакуация раненых с поля боя). Выполнил 40 ночных вылетов с посадкой в горах и спас более 250 раненых военнослужащих в Афганистане и на Северном Кавказе.

За самоотверженность, мужество и отвагу, смелые и решительные действия при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни награждён орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Мужества, почетным знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть» и 28 медалями, отмечен Благодарностью Президента Российской Федерации.

Воюшин Владимир Леонидович

Воюшин Владимир Леонидович, родился 25 января 1956 года в г. Ворошиловград. Окончил Ворошиловоградское высшее военное авиационное училище штурманов. Служил в Военно-воздушных силах, специальность - Офицер боевого управления авиацией.

В авиационных частях проходил службу в должностях офицера боевого управления авиацией, начальника командного пункта (выполнил более 1700 наведений на воздушные цели и около 300 наведений на наземные цели), командира воинской части, начальника РЦ ЕС ОрВД, полковник запаса.

В 1987 - 1988 годах участвовал в боевых действиях в Афганистане в качестве передового авиационного наводчика. Принимал участие в 17 боевых операциях по уничтожению бандформирований, выполнял целеуказание фронтовой и разведовательной авиации в труднодоступных горных ущельях, участвовал в специальных заданиях с подразделениями спецназа ГРУ ГШ ВС, обеспечивал эвакуацию раненых с поля боя.

За мужество и героизм, смелые и решительные действия в условиях, сопряжённых с риском для жизни награждён двумя орденами «Красной Звезды», 10 медалями.

Кононенко Виктор Владимирович

Кононенко Виктор Владимирович, после окончания школы был призван на срочную службу в Военно-морской флот. Службу проходил на Балтийском, Северном, Черноморском флотах.

После окончания Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков был направлен в строевые части и проходил службу на командных должностях, освоил различные типы реактивных самолетов: Л-29, МИГ-21, Су-17М2, Су-17М3, Су-24.

Военный летчик 1 класса, летчик - инструктор, в строевых частях прошел путь от летчика до командира авиационной эскадрильи.

С 1996 года в Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина прошел путь от адъюнкта до заместителя начальника кафедры Боевой подготовки и безопасности полетов.

В 1988 и 1989 году выполнял интернациональный долг в Республике Афганистан. Выполнил 82 боевых вылета на уничтожение бандформирований, поддержку сухопутных войск, уничтожение караванов с оружием и боеприпасами, участвовал в обеспечении вывода Советских войск с территории Афганистана.

За мужество и героизм награжден Орденом «Красной Звезды», медалью «За воинскую доблесть», «Воин-интернационалист», «От благодарного афганского народа», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР и другими медалями.

Полковник запаса, кандидат военных наук, доцент в сфере безопасности полетов и подготовки летного состава.

Крупенченко Петр Дмитриевич

Крупенченко Петр Дмитриевич. После окончания школы в 1978 году поступил в Высшее военное авиационное училище летчиков им. Главного маршала авиации Вершинина К.А., которое закончил в 1982 году. Освоил различные типы реактивных самолетов: Л-29, Як-28 всех модификаций.

Был направлен в 87-й ОРАП ТуркВО для оказания интернациональной помощи Республике Афганистан и выполнения задач в интересах ГРУ ГШ. Военный летчик 1-го класса. Подполковник запаса. Прошел становление от старшего летчика 87-го отдельного разведывательного авиационного полка (ОРАП) до начальника штаба 886-го Краснознаменного Сталинградского ОРАП

С 1987 года, пройдя «переучивание» на Су-24МР, выполнял боевые задачи в нейтральных водах по разведке сопредельных государств. Выполнил 192 боевых вылета.

С 1991 года проходил службу в Управлении ВВС МВО на различных должностях.

В 1993 году перешел на работу в гражданскую авиацию. В этом же году прошел переподготовку на Ту-154 и выполнял полеты в качестве 2-го пилота.

С 1986 года выполнял полеты в качестве КВС. Пилот гражданской авиации 2-го класса.
Профессиональный стаж - 36 лет, в гражданской авиации - 20 лет.
Награжден: Грамотой Президента РФ, За выслугу лет, За боевые действия в Афганистане, Орден Чести 2-й степени, За верность авиации.

Шабанов Дмитрий Викторович

Шабанов Дмитрий Викторович - после окончания Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков в 1983 году был направлен в строевую часть. Освоил самолёты Л-29,Ан-24, Ан-26,Ту 134. Военный лётчик 1 класса.

С июля 1985 г по сентябрь 1986г в звании лейтенант проходил службу в 40-ой армии ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в в/ч полевая почта 97978 –(50-ый ОСАП) в должности Командира корабля (Ан 26 –радиоразведчик).Выполнил 312 боевых вылета с общим налётом 525 часов.

Награждён орденом «Красная Звезда» и рядом медалей. Капитан запаса. С 1993г – пенсионер Министерства Обороны.

Из статьи воспоминаний офицера ГРУ-военного переводчика Смекалина Владимира опубликованной 13.09.2015г в журнале «Военное Обозрение»:

У каждого пилота – свой, только ему присущий тип пилотирования. Про пилотаж командира АН-26 БРК РР – Дмитрия Шабанова, с которым мы летали с территории Афганистана, а Дмитрий Шабанов был в то время самым молодым командиром самолета типа АН-26 в ВВС СССР, можно сказать, что пилотаж у него был отменный.

Но, молодость есть молодость. И в пилотаже Дмитрия Шабанова ощущался и почерк зрелого не по годам мастера, и одновременно присутствовала молодецкая удаль. До сих пор вспоминается то ощущение, когда Дмитрий Шабанов производил взлет с Кабульского аэродрома, что самолет взлетает быстро, резко. Будто это был не АН-26, а истребитель. Казалось, что взлетаем свечой. С Дмитрием у меня была достигнута договоренность, что как только я обнаруживаю в эфире важную для меня сеть, то я подаю ему по СПУ (самолетное переговорное устройство) команду: «Сеть! В круг!» И командир АН-26 БРК РР начинал выписывать круги над головами духов, которые вели общение в эфире. Каждый круг по 20-25 минут. А круги мы «нарезали», чтобы не проскочить мимо важной сети. Каюсь, до сих пор не знаю: какой уровень мастерства и выдержки надо было иметь командиру нашего самолета, чтобы вот так выполнять пилотаж над горами на минимально допустимой скорости, держать самолет «на ручках». Но Дмитрий Шабанов, что называется, всегда в этих ситуациях «был на высоте».

Именно такой вид боевого сотрудничества позволил мне в первых числах июня 1986 года с борта АН-26 БРК РР осуществить радиоперехват в эфире о начале поставок с территории Пакистана в Афганистан радиоуправляемых ПЗРК «Стингер». Также удалось выявить частоту «луча подсветки цели» для этих ПЗРК и о сроках начала применения этих комплексов против нашей авиации в Афганистане – с осени 1986 года.

Федеральным законом № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О Днях воинской славы и памятных датах России», подписанным президентом РФ 29 ноября 2010 года учрежден День памяти воинов-интернационалистов.

 


Мы - те, кто вернулись с войны!

Отзвенят по скалам последние гильзы

Затерявшись в расщелинах диких отрог

С обожжённой земли мы вернёмся в Отчизну

С войны, свой выполнив долг!

Нас сделали твёрже войны испытанья;

Суровой закалкой отмечен наш путь,

Но останутся в сердце и боль, и страданья

От того, что погибших друзей не вернуть!

Им вечно гореть в боевом вертолёте,

Выскакивать им из горящей брони,

На чужие в атаку ходить пулемёты

Всегда будут в памяти живы они!

Возвратившись домой к родному порогу,

Мы Родине также будем верны!

Делами отметим свою трудовую дорогу

Мы - те, кто вернулись с войны!

Автор - В.Л. Воюшин, старший государственный инспектор Госавианадзора

 

Дата последнего изменения 30 апреля 2019 14:43