Карта территориальных органов Ространснадзора

Центральный федеральный округ

Главная страница Часто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

В каких случаях осуществляется расторжение договора перевозки на воздушном транспортеСогласно требованиям Федеральных авиационных правил  «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённых приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (ФАП-82)

п. 226. Пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

п. 227. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:

отмены или задержки рейса, указанного в билете;

изменения перевозчиком маршрута перевозки;

выполнения рейса не по расписанию;

несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

Болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете.

Требования к таким медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика;

не предоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;

неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

п. 228. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, указанные в пункте 227 или пункте 41 настоящих Правил.

п. 229. Отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 настоящих Правил, признается добровольным отказом от перевозки.

п. 230. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:

1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;

3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;

4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;

5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации;

6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации;

7) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ*(12).

п. 230.1. Добровольное изменение пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза осуществляется по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем в соответствии с условиями примененного тарифа.

Изменение пассажиром маршрута перевозки (изменение пунктов, между которыми выполняется перевозка, изменение установленной в перевозочном документе последовательности пунктов, между которыми выполняется перевозка, отказ от полета на одном или нескольких участках маршрута перевозки), изменение даты или времени вылета, изменение класса обслуживания, примененного тарифа и другие изменения условий договора воздушной перевозки пассажира производятся в пределах срока действия обязательства по перевозке пассажира, кроме случаев вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира

В каких случаях и кем возвращаются денежные средства за неиспользованные проездные билеты?В главе XXIII Федеральных авиационных правил «Общие правила перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 28.06.2007 № 82, определен четкий перечень в каких случаях производится возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку.

Возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.

Возврат провозной платы в связи с прекращением операционной деятельности перевозчика, приостановлением действия сертификата эксплуатанта, аннулированием сертификата эксплуатанта, приостановлением действия лицензий, аннулированием лицензии, прекращением действия лицензии осуществляется перевозчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.

В случае предварительной оплаты перевозки в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил, возврат провозной платы производится лицу, оплатившему перевозку, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и на основании ордера разных сборов, электронного многоцелевого документа.

Требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации.

Возврат пассажирам денежных сумм, уплаченных за перевозку, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), производится лицом, которому пассажир оплатил стоимость перевозки, выполняемой по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Что такое невозвратный авиабилет?Федеральный  закон от 20.04.2014 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ».

Как понятно уже из самого термина, невозвратный тариф исключает возможность вернуть авиабилет, если по тем или иным причинам пассажир не может совершить оплаченный перелет.

То есть, теперь у пассажиров появилась законная возможность выбрать тариф. Либо это будет авиабилет, учитывающий все риски, то есть, возвратный. Либо невозвратный тариф, из которого исключен риск отказа от перевозки.

Закон, в первую очередь, призван создать равные условия для российских и иностранных авиакомпаний. Дело в том, что в разных странах применяется различный подход к расчету нормы бесплатного провоза багажа. И этот факт особенно дает о себе знать при стыковочных рейсах российских и зарубежных перевозчиков, чьи нормы отличаются. Особенно, при стыковках с зарубежными лоукостерами.

Какими документами установлены требования компоновки пассажирского салона на ВС.

 

ОСТ 54-3-62-93. «Отраслевой стандарт. Компоновка пассажирской кабины гражданских воздушных судов. Пассажирское, бытовое и вспомогательное оборудование. Общие технические требования" (введен в действие 01.03.1994) Устанавливает единые требования для всех структур, осуществляющих или участвующих в перевозке пассажиров воздушными судами Российской Федерации.

Пределы сертификационных значений производитель ВС определяет согласно норм летной годности своей страны и указывает эти данные в сертификате летной годности.

Законно ли предоставление ВС меньшей пассажировместимости.

 

В соответствии п. 76. ФАП "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ФАП 82)

Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Разрешено ли летать воздушным судам над жилыми домамиПо вопросу целесообразности полетов в черте города и над жилыми домами, законодательного запрета полетов воздушных судов над населенными пунктами в Российской Федерации не существует. Статья 72 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает обязательное требование к выполнению полетов над территорией населенных пунктов. Данные полеты должны производиться на такой высоте, чтобы в случае возникновения непредвиденной неисправности воздушного судна у пилота была возможность произвести посадку вне зоны населенного пункта с минимальным риском причинения вреда окружающим объектам и проживающим в населенном пункте людям. Пунктом 3.31 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, запрещено выполнять полет воздушного судна над территориями населенных пунктов и над местами скопления людей при проведении массовых мероприятий - ниже высоты, допускающей в случае отказа двигателя аварийную посадку без создания чрезмерной опасности для людей и имущества на земле, и ниже высоты 300 м над самым высоким препятствием в пределах горизонтального радиуса в 500 м вокруг данного воздушного судна. В случае выявлений нарушений правил выполнения полетов над территорией Вашего населенного пункта виновные в совершении правонарушения лица могут быть привлечены к административной ответственности.
Разрешено ли размещать вблизи аэропорта полигоны бытовых отходовВ соответствии с пунктом 59 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 138 от 11.03.2010, в совокупности действия с нормами, установленными статьями 2, 14 Воздушного кодекса РФ, запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Распространение на иностранных перевозчиков правил возврата пассажирам денежных сумм, уплаченных за воздушную перевозку, предусмотренных ФАП «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007г. № 82 (далее-Федеральные авиационные правила).Ространснадзор не имеет полномочий на осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью иностранных авиакомпаний на территории иного государства.

Выбор авиакомпании для выполнения международного перелета является неотъемлемым правом пассажира, а приобретенный  авиабилет удостоверяет добровольное заключение договора между пассажиром и авиаперевозчиком на условиях авиаперевозчика.

Правила возврата пассажирам денежных сумм, уплаченных за воздушную перевозку в РФ, регулируются статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктами 226-240 Федеральных авиационных правил.

В соответствии с пунктами 227, 235 Федеральных авиационных правил в случае отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с его болезнью, подтвержденными медицинскими документами, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за воздушную перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо сумма за невыполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.

Положения Федеральных авиационных правил действуют, в большинстве случаев, только в отношении российских авиаперевозчиков по следующим причинам:

Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных перевозчиков, согласно ст. 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

К международным договорам Российской Федерации относятся, в частности, соглашения о воздушном сообщении, заключаемые с каждым государством, перевозчик которого выполняет полеты на территорию Российской Федерации.

Соглашения о воздушном сообщении содержат обязательства государств по соблюдению законодательства страны, на территорию которой выполняются полеты, в определенных сторонами соглашения сферах правового регулирования. Как правило, стороны соглашения о воздушном сообщении принимают на себя обязательства по выполнению законодательства страны, на территорию которой осуществляются полеты, по вопросам эксплуатации и навигации воздушных судов во время их пребывания в пределах ее территории, прибытия, пребывания и отправления с ее территории пассажиров, экипажей, багажа, груза и почты, в частности, правила, регулирующие паспортный, таможенный, валютный, санитарный режимы.

В соответствии со ст. 1210, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны договора воздушной перевозки могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору.

При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору воздушной перевозки пассажира применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.

При этом правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится основное место деятельности перевозчика.

Согласно российскому законодательству представительство иностранной авиакомпании не является юридическим лицом, а является обособленным подразделением юридического лица, расположенного вне места его нахождения.

На основании вышеизложенного, правила возврата пассажиру денежных сумм, уплаченных за воздушную перевозку, предусмотренные статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральными авиационными правилами, на иностранных перевозчиков не распространяются, если иное не предусмотрено соглашением о воздушном сообщении или соглашением между иностранным перевозчиком и пассажиром о выборе права, подлежащего применению к договору воздушной перевозки пассажира.

По данному вопросу пассажиру необходимо обратиться с претензионным письмом в представительство иностранной авиакомпании с приложением соответствующих документов, подтверждающих оплату пассажиром  перевозки.

В случае несогласия с результатом рассмотрения авиакомпанией претензии, в соответствии с российским и международным законодательством за пассажиром остается право обращения в суд с исковым заявлением по месту жительства, либо по месту нахождения авиаперевозчика.

Ответы на часто задаваемые вопросы на сайте Ространснадзора

 

Дата последнего изменения 27 февраля 2019 16:28